Ни для кого не секрет, что создатели ДВ – сами огромные фанаты сериала Баффи. Они тащат оттуда всё, что хорошо и плохо лежит. Сериалы по сути своей схожи, только один написан мужчиной, и написан хорошо, а второй начал писаться мужчиной и талантливой тетенькой не без сумасшедшинки, а потом был отдан на растерзание непрофессионалов.
Помимо того, что оба сериала объединяет вампирская тематика, есть еще очень много схожестей, о которых мы сегодня поговорим. И да, я практически не буду писать здесь про Бангел и Стелену – это две прекрасные, сильные пары, история первой любви девушки и безумной любви сильного и доброго парня с темным прошлым. Это самоотверженность, взаимоуважение, нежность. Они будут упоминаться походу, но описывать или сравнивать я их не буду, потому что в этом нет смысла.
Речь здесь пойдет как раз таки о проблемных парах, Делене и Спаффи. И идея этого поста у меня родилась, когда в паблике Баффи я наткнулась на ребенка, на аве которого стояла Днолена, и которая написала длинный коммент о том, как они похожи и как всем, кто любил Спаффи, стоит посмотреть на Делену в Дневниках. Я любила Спаффи, и пока в меня летят все ваши тапки, поясню: мне было 13-14 лет, когда я начала смотреть Баффи, и начала я смотреть её где-то с середины 4 сезона, а не по порядку, потому что сериалы тогда можно было смотреть только если ты успел наткнуться на что-то стоящее по телеку.
Когда я пересмотрела сериал уже взрослой, я, конечно, попала под очарование Бангела и их красивой истории, но и по-прежнему осталась преданным шиппером Спаффи. Эта пара пустила свои корни внутрь меня, и Спайк был именно тем сериальным плохишом, по которому стоило сохнуть в детстве. Если бы 13 летней мне показали Дневники вампира, и я была бы настолько глупой тогда, что мне понравилась бы Делена, то когда я пересмотрела бы сериал, будучи взрослой, я уверена – мне было бы стыдно.
Рассмотрим обе пары максимально объективно: Спаффи и Делена похожи по своей концепции. Хорошая девочка и плохой парень. Тип отношений – страсть и секс. Никакой задушевной болтовни и никакого взаимоуважения. Спайк, как и Дэймон, до этой любви был в губительных отношениях, ослепленный любовью к плохой девочке(Дру и Кэтрин), готовый был пойти ради нее на что угодно и готовый баловать ее, как ребенка. И брошенный ей в конечном итоге, что сильно ударило по психике. Линии Дэймона и Спайка начинаются похожим образом: оба приезжают в место событий творить злодеяния, Спайк – после очередного разрыва с Друсиллой(это я описываю уже тот момент, когда он был вписан с сюжет на постоянной основе, потому что во втором сезоне он был просто приглашенным актером на несколько эпизодов), а Дэймон – с целью найти и воскресить любимую. У обоих парней проблема с выражением своих чувств – Дэймон на первых порах, все еще не понимая природу этих чувств, бросает ревностные взгляды на прижимающуюся к своему парню, его брату, Елену, подглядывает за ней спящей и нюхает ее волосы, а Спайк и вовсе пускается во все тяжкие, пугаясь этих чувств и люто психуя от того, что они есть: он начинает преследовать Баффи, ведет себя, как ребенок, ворует её одежду, создает в своей пещере алтарь с ее фотографиями [%)] и делает много глупостей. Свои первые решительные шаги они предпринимают спонтанно: Дэймон целует Елену, и она отшивает его, справедливо говоря, что хоть он ей и не безразличен, но любит она своего парня – его брата. Спайк же сдает Баффи её парня на тот момент, Райли, который пил вампирскую кровь для адреналина, и потом тащит в то же место, якобы под предлогом разогнать вампиров, а на деле устраивая свидание и признаваясь ей в своих чувствах, от чего Баффи офигевает, унижает его и уходит.
Затем нам сознательно дают показательные моменты в обоих сериалах, дающие нам понять, что парни настолько влюблены в своих дам, что готовы ради них убить своих бывших, которых оба боготворили в свое время: Сальваторе и команда атакуют Кэтрин, а Спайк связывает Друсиллу и говорит Баффи, что убьет ее, если та ответит ему взаимностью.
В отличие от Дэймона, к которому Елена уже даже на первых порах немного не безразлична, Баффи Спайка презирает, унижает и избегает. И пока их линии идут схожим образом, есть одно значительное различие: Дэймон орет, что он плохой и злодеюшка, и подтверждает это на деле: атакует близких и друзей Елены, убивает ее брата на ее глазах, покушается на всех в её окружении. Нам также открывают то, кто убил и обратил мать Елены, и этим кем-то оказывается не кто иной, как Дэймон. Он убивает своего собутыльника-друга не один раз, и при этом никто не воспринимает его как монстра и убийцу. Его воспринимают как капризную девочку-подростка, чьи действия объясняются: ну это же Дэймон. Спайк тоже бегает по Саннидейлу и орет, что ненавидит Баффи и ее компашку-сброд, и придумывает кучу гениальных планов, как бы всех их перебить, но в конечном итоге чаще помогает им, чем вредит, потом снова психует, напоминает, что всех их ненавидит и ретируется восвояси. Затем сценаристы идут на еще один шаг для того, чтобы дать ему большую сюжетную линию в команде Баффи: ему вшивают чип, из-за которого он не может никого укусить, и он приходит к Баффи за помощью, и невольно становится частью её команды, а затем также невольно влюбляется в неё. Именно тогда нам показывают главное отличие Спайка от Дэймона: Спайк защищает семью Баффи даже тогда, когда она этого не просит, он помогает ей и команде, и когда его похищают и избивают до полусмерти, он не выдает сестру Баффи и позже признается, что лучше бы его убили, чем он выдал Дон и когда-либо причинил Баффи ТАКУЮ боль. Дэймон тем временем убивает Джереми на глазах у Елены, сознательно причинив ей ТАКУЮ боль, только из-за того, что две бабы отшили его в один день.
Создатели Баффи и Дневников Вампира понимают, что для того, чтобы вывести пары с такими плохишами, как Спайк и Дэймон, на новый уровень, девочек нужно изменить. Ни Елена-человек, ни Баффи просто так не могли переступить через себя и начать встречаться с таким, как Спайк и Дэймон, не познав тьму. Обе девушки умирают, жертвуя собой ради близких, и затем возвращаются: Елена становится вампиром, а Баффи воскрешают друзья, думая, что она мучается в аду. Этот поворот дает Баффи сильнейший внутренний конфликт, ведь на деле друзья вытянули её из рая назад в этот ад, снова бороться с нечистью, да еще и пытаться как-то сводить концы с концами и работать, чтобы оплачивать дом и содержать младшую сестру. Елене же прописывают связь с создателем и начинают медленно, но верно губить её персонаж. В силу этой самой связи у нас появляется Делена – официальная пара, которую все ждали. И Елена тут же прыгает к Дэймону в постель, говорит, что любит его, просит его стать человеком с ней, делает все, чтобы ему угодить, закрывает глаза на то, что он – гнилой парень и продолжает делать, что захочет. Если раньше Елена пыталась влиять на него положительно и контролировать его, когда он зарывался, то теперь она просто закрывает на все глаза, оправдывает каждое его действие и с радостью отдается ему снова и снова, наплевав на своих друзей и брата. Для нее существует только Дэймон, и Дэймон пользуется этим.
Баффи эмоционально надорвана, и она понимает, что не может поделиться этим с друзьями, потому что то, что они сделали, они сделали не со зла. Замечает эту грусть в ней один Спайк, и он пытается помочь ей, давая ей выговориться, и в итоге Баффи, испуганная и запутанная, начинает невольно тянуться к нему. Ее это злит, и она полностью срывает свою злость на нем, гнобя его, унижая его, избивая его и заявляя ему прямо в лицо, что он недостоин ее. Спайк в какой-то момент взрывается, и очередная драка заканчивается бурным сексом, который повторяется после еще раз, и еще раз, и еще раз. Баффи прибегает к нему, и упархивает, как мотылек. Она стесняется этих чувств, она не рассказывает об этом друзьям, потому что знает, что они никогда не поймут, потому что все знают, что из себя представляет Спайк. И в то время как в ДВ все жопу рвут, чтобы рассмотреть глубину Дэймона, которой практически нет, в Баффи все чхать хотели на глубину Спайка.
Когда Баффи понимает, как сильно в этом болоте она повязла, она пытается прервать порочный круг, что опять же дает ей больше преимущества и зрительской симпатии, чем Елене, которая бегает за Дэймоном как собака и ни о чем, кроме него, не думает. Спайка решение Баффи ранит, он срывается и снова начинает творить херню, а потом делает то, за что потом не может себе простить: он пытается взять Баффи силой, и приходит в себя только когда она отшвыривает его. Он чувствует свою вину, сам не понимает, как вообще он мог сделать такое и понимает, что эта связь довела его до ручки. И даже после того, как он попытался ее изнасиловать, когда Дон просит отвести ее к Спайку, Баффи соглашается, потому что она прекрасно знает: не смотря на то, что он сделал с ней, он никогда не тронул бы Дон. Елена, конечно, тоже оставляет брата с Дэймоном, когда уезжает в колледж, но это говорит не о том, что она доверяет Дэймону, а о том, что у нее куриные мозги и на брата ей плевать, потому что в тот же вечер Джереми практически погибает с легкой подачки своего горе-опекуна.
После того, что он сделал, Спайк надевает привычную маску плохиша и проходит серию мучительных испытаний, чтобы получить то, что «сделает меня тем, что я был, и Баффи получит то, что она заслуживает». Спайк, чей разум затуманен злостью и ненавистью к себе, и к Бафф, наивно думает, что хочет снова стать монстром, но его видят насквозь, и дают ему то, что сделает его тем, кем он был, и безусловно даст Баффи то, что она заслуживает – его душу.
Дэймон не идет ради Елены ни на что. Даже в их счастливое совместное лето, он уезжает убивать людей, не говоря ей об этом, и когда Елена узнает, она, через стену от него, с презрением говорит: «Да я и понятия не имела» и нам кажется, что он ей глубоко отвратителен, но в тот же день, когда они оказываются дома, она говорит: «Но они же мучили тебя 5 лет!» - и снова готова раскрыть ему свое сердце и раскрыть перед ним свои ноги.
Спаффи, как и Делена, пример больных отношений. Пример отношений, за которые стыдно. Только если в Баффи из шкуры вон лезут, чтобы в очередной раз показать это, то в Дневниках Вампира из шкуры вон лезут, чтобы сделать из этой нездоровой пары – эпическую историю любви.
И вот еще один ключевой момент. Елена, начав встречаться с Дэймоном, забила хер на всех и вся, и особенно на Стэфана. Стелену ломали и уничтожали в угоду Делене все три сезона. На костях Стелены танцевали как могли, не давая паре совместных сцен, переписывая их сюжетные линии, потому что в свое время создали настолько эпичную любовь, что как бы ни старались – переплюнуть самих себя не удалось.
В Баффи они себя переплюнуть не пытались. Ангел всегда оставался стержнем Баффи, ее опорой, и их история любви всегда оставалась эпической, и все, включая самих Баффи, Ангела, их друзей и даже Спайка, всегда знали, что Баффи любила Ангела. Всю свою жизнь. И когда она сказала в последней серии сериала Спайку, что любит его, он улыбнулся и просто сказал: «Нет, не любишь. Но спасибо, что сказала это».
Выводы: Спаффи и Делена похожи? Безусловно, по многим критериям. Больные ли это отношения? Безусловно, но по разным причинам. Делена – это больные отношения потому, что Дэймон – плохой и гнилой человек, который сколько ни претендует на «я изменился и стал хорошим», тут же рушит все собственными руками. Елена, в свою очередь, плевать хотела на то, какое дно ее парень, ей проще самой скатиться на то же дно к нему, чем пытаться изменить его. Они делают друг друга хуже. Спаффи – это больные отношения, потому что Спайк изначально понимает, какое он дно по сравнению с любимой, и она только и рада ему об этом лишний раз напомнить, и чрезвычайно скупа на похвалы его действительно достойных поступков. И я не виню ее за это, потому что для нее эти отношения противоестественны по своей природе, но все же она тянется к нему, потому что видит в нем хорошее, хотя и не готова это признать. Он готов пойти на все ради нее, а она делает его лучше, при этом он все еще остается саркастичным засранцем и особо не выходит за грани своего типажа. Это, кстати, то, что нам говорят создатели ДВ о Делене, но на деле не показывают. Если вы хотите посмотреть на такой тип отношений – включите Баффи и посмотрите.