Однолюб по сути не меняет своих сердечных симпатий и предан всю жизнь одному человеку.
Самое важное качество у однолюба это постоянство.
Из "категоричных" - истинных однолюбов вот так навскидку, сразу, мне вспоминается только Фериде из "Королька - птички певчей": когда человеку даже в голову не приходит мысль посмотреть на другого мужчину (другую женщину) как на объект влюблённости, когда он не замечает (и никогда не радуется, если всё же узнает об этом), что сам для кого-то (третьего) стал таким "объектом".
Что касается Мейсона, Роберта, Ретта Батлера, то они, в моём понимании, - "условные" однолюбы. Мужчины сильные, целеустремлённые, не сентиментальные, но - по-разному - романтичные, с трудом открывающие двери в свой внутренний мир кому бы-то ни было - опасающиеся показать свои душевные "слабости"-тонкости. Описать их чувство к "единственной" женщине мне трудно. Может позже с мыслями соберусь.
У Круза с этим попроще: он по натуре несколько приземлённее (= первобытнее, без примесей), легче доверяет, легче выплёскивает нежные, сокровенные чувства наружу - через эмоции, без сомнений окунается в них, расходует по полной. В момент горения такой любви у него нет сил и желаний расходовать себя ещё и на другие - более мелкие влюблённости. Но если полноценная реализация этого сильного чувства невозможна (отсутствие взаимности), то срабатывает его природный инстинкт "чувственного" самосохранения - с которым у вышеназванных трёх товарищей было похуже - отключаются механизмы, подбрасывающие поленья в этот огонь "пустой" любви, он, сильный(!), ещё долго горит по инерции, но постепенно затухает. Это даёт возможность душе не быть выжженной до конца, иметь силы для прорастания нового сильного чувства. Круза, таким образом, я бы отнесла с третьей категории: мужчина, умеющий сильно, страстно (и при этом верно!) любить, но не однолюб. Сужу так по двум факторам:
1. любовь к Виктории - столь же яркая и сильная, как позже - к Иден (аналогию с огнём я привела выше),
2. начало любви к Иден - сексуальная симпатия, да, сильная, но не отмеченная какими-то необыкновенными признаками. Я имею ввиду, что если бы Круз не "завис" в "С-Б" так надолго, а после непродолжительных "игр" с Иден по её приезду домой уехал бы снова в Европу или на другой континент/страну с новым "шпионским" заданием, и там встретил, допустим, Никки, то при новой встречи с Иден через несколько лет он разве что с удовольствием вспомнил бы: "как молоды мы были -- , а теперь познакомься с моей любимой женой Никки и нашими двумя сыновьями -- ". ИМХО всё.