Классная тема! Много чего имеется по ней сказать, попробую сформулировать
Поскольку я и автор, и читатель, горячо люблю и писать, и читать, то буду рассуждать с обеих позиций
1. Фанфики я начала писать ещё в средней школе - задолго до того, как узнала, что они так называются Ликбез по терминологии для меня провела Иден Кастилио Но слово «фанфик» мне всё равно не нравится
Читать чужие начала существенно позже, открыла для себя много нового
2. Как читатель я люблю хорошие фики. Естественно, «хорошо» и «плохо» к каждого своё, поэтому чуть поясню.
В идеале в фике должна присутствовать любимая пара - именно в виде пары или намёка на то, что они будут парой. И написана моя пара должна быть так, чтобы я их узнавала. Если будет плохо написано, я читать не смогу.
Могу почитать и на отвлечённые темы - при условии, что видение автором героев и описываемые события захватывают и не противоречат моему мировоззрению.
Наверное, таких, которые я точно никогда-никогда не открою, не существует - но лишь потому, что иногда комментарии и отзывы к фику бывают гораздо умнее и интереснее самого текста
Впрочем, я стараюсь избегать таких произведений, где автор целенаправленно пишет плохо о тех героях, которые ему неприятны, нервируют его или иным способом травмируют его психику. При этом он старается высветить и обелить любимчиков - за чужой счёт.
Считаю это неэтичным как минимум.
Как читатель я вообще больше люблю счастливый финал или намёк на него. Но писатель во мне иногда тяготеет и к какой-то неожиданной или трагической развязке. Зависит от контекста и настроения
Если смерть/гибель логична для героя в именно в условиях данного фика, я, вероятно, приму это. Но как читатель я всегда буду ратовать за хэппи-энд.
При прочтении - чтобы фик зацепил - прежде всего должен быть хороший текст. Важно всё - и идея, и построение фраз, и точная передача чувств, и диалоги героев. Для меня, например, нет незначительных деталей, я всегда обращаю внимание на мелочи, и, если даже несколько маленьких кусочков из одного пазла автор пытается впихнуть в другой, то картинка не сложится. Соловьи не поют зимой в наших широтах, пингвины не живут в Арктике, а адекватный герой не может стать полным идиотом.
Если эмоции не соответствуют ситуации, то я не верю ни эмоциям, ни ситуации. Как-то так.
В принципе, эти рассуждения имеют самое прямое отношение к ООС - тому самому Out Of Character, которое бывает нескольких видов. Сразу оговорюсь, классификацию я позаимствовала.
Итак, без лёгкого ООС невозможен ни один фик - потому что так, как поступили герои в сериале, они уже поступили в сериале, и, если совсем ничего, ни капельки не менять и ни на сантиметр не отходить от кромки канона, то ничего и не выйдет. Этот - допустимый для меня ООС - называется авторской установкой. Автор указывает в шапке точку отсчёта и все отклонения или допущения, которые он вносит, и, если я в состоянии принять всё это, то я начну читать.
В этом же - лёгком ООС - я узнаю персонажей, и их поведение и поступки в предложенной автором ситуации соответствуют моему пониманию и ситуации, и персонажей. Такой ООС я даже ООС не посмею назвать - если мне всё нравится, если я всех узнаю и кайфую от идеи и её воплощения.
Второй вариант: средний ООС. Здесь обязательно должно быть обоснование. Например, автор меняет какие-то важные или основополагающие события в жизни героя, которые оказывали самое прямое влияние на формирование его личности, и, убрав которые, мы можем изменить его характер. Или добавляет такие события - желательно, обрисовав их и героя в них.
Если никакого обоснования нет, то мы переходим к следующей разновидности ООС:
«Уберите этот ужас». Это когда герой совершенно, совсем, ни капли не узнаваем. Когда проще поменять ему имя, чем пытаться разглядеть в нём знакомые черты.
Когда невозможно ни увидеть приписываемые ему автором поступки или поведение в предложенной автором ситуации, и невозможно услышать его речь в том виде, в каком она представлена.
К этому же пункту относится попытка автора вытеснить героя собой. Иными словами - когда в героях слишком много автора.
В каждом фике автор присутствует в той или иной степени, это неизбежно, но я говорю о тех тяжёлых случаях, когда за автором невозможно разглядеть героев.
3. Как автору мне нравится драма (впрочем, и как читателю тоже). Как читатель люблю и приключения, приятно, когда присутствуют и комедийные вкрапления.
Писала я всегда, с самого детства, это для меня естественное состояние - у меня были мысли, и я их записывала, чтобы не забыть. Сейчас пишу, когда не могу не писать.
Обратная связь с читателями, разумеется, важна, иначе никто не стал бы ничего публиковать ни в одном сообществе.
Особенно люблю развёрнутые отзывы, обоснованную критику, вопросы, рассуждения, уточнения.
Не особенно люблю, когда читатель не может обосновать свою критику и недоволен авторской установкой, пейрингом - т.е. просто пришёл в чужой монастырь со своим уставом, несмотря на предупреждение, которое стоит в шапке фика.
Это не значит, что критику от поклонников других пейрингов я не приемлю, это значит, что я не считаю её за критику, если она оформлена, например, в таком виде: «Это не Иден, потому что Иден не может любить Роберта». Если мне укажут, что я недостаточно глубоко прописала чувства, что непонятно, откуда взялись определённые мысли или поступки героев, то я обязательно приму это к сведению. Не обязательно соглашусь, но буду иметь в виду
4. Топ любимых фиков - не в порядке возрастания/убывания степени «любимости», просто в том порядке, в каком вспоминаю. Не уверена, что получится всего пять
«Дороги, которые мы выбираем», авторы Niro, Happiness
«Как цветет папоротник» (последняя незаконченная часть трилогии), автор Танёк, она же Сиреневый кролик - с днём рождения, Танечка
«Авантюра», автор Оксик
«Табу», автор Ondina, читала выборочно, только сцены ИР - но этого достаточно, чтобы записать фик в любимые
«Приговор», авторы Джой и Нойс
«Бухта лунной радуги», автор Ниро
«Спрут», автор Nikita S
Наверняка я что-то забыла - классных фиков и сюжетов было много, чудесные были времена ☺️
Но все перечисленные обожаю - каждый по-своему И, хотя большинство из них не закончены, я благодарна авторам за то, что они их опубликовали. Это правда настоящий подарок для таких фанатов, как я
Отредактировано Scout (2021-11-15 14:35:21)